История создания МАУ

23 сентября 2023 года Учёными Советами двух университетов – МАГУ и МГТУ – было принято решение об объединении вузов. Оно было взвешено и обдумано и несёт в себе важные смыслы, главный из которых – это создание принципиально нового крупного университета в Мурманской области, конкурентоспособного на национальном уровне. Современный университет сегодня должен держать ответ перед глобальными вызовами времени и тенденциями, при этом чутко реагировать на локальные потребности региона.

Объединенный университет сможет участвовать в федеральных программах поддержки вузов, что до этого не могли позволить себе самостоятельно ни МАГУ, ни МГТУ в сегодняшних реалиях. Укрупнение университета позволит привлечь дополнительное федеральное финансирование и обеспечить финансовую устойчивость вуза.

Новый университет будет максимально ориентирован на глобальную арктическую повестку. Образовательные программы будут полностью опираться на исследовательскую базу, а проекты, реализуемые в рамках обучения, – ориентированы на разработку новых продуктов и технологий, востребованных в ключевых для Мурманской области и Арктической зоны РФ отраслях.

Чтобы оставаться конкурентным и отвечать современным запросам студентов, курсантов, общества и государства, вузу необходимо меняться. Мы встали на путь перемен и осознаём всю значимость, важность и ответственность этого шага. Мы верим, что решение объединить университеты, ресурсы и человеческий капитал – верное и приведёт нас к развитию и прогрессу.

Мы разделяем ваше волнение и возможные переживания в связи с грядущим объединением и в этой связи открываем рубрику «Вопросы – ответы». В ней вы можете ознакомиться с наиболее часто задаваемыми вопросами и нашими ответами на них, а также задать свои вопросы, на которые мы в самое ближайшее время будем давать ответы.

С надеждой на вашу поддержку и доверие,
ректор МАГУ Ирина Шадрина,
и. о. ректора МГТУ Мария Князева.

Зачем объединяются вузы?

Объединение вузов – это создание принципиально нового крупного университета, конкурентоспособного на национальном уровне, который может участвовать в федеральных программах поддержки вузов.

Способ объединения – присоединение МАГУ к МГТУ – выбран по ряду причин. Во-первых, исходя из юридических нюансов. Например, автономное учреждение нельзя присоединять к бюджетному. Во-вторых, при такой форме объединения не нужно повторно получать лицензировании и аккредитации образовательных программ. Сохраняется морское признание, а сама трансформация занимает меньше времени.

Что будет происходить?

23 сентября 2022 г. – рассмотрение вопроса о реорганизации вузов Учеными Советами МАГУ и МГТУ.

Октябрь 2022 г. – рассмотрение вопроса о реорганизации вузов Наблюдательным Советом МГТУ. После принятия решения пакет документов отправляются в Министерство науки и высшего образования РФ.

Ноябрь 2022 г. – издание приказа Министерства науки и высшего образования РФ о реорганизации МАГУ и МГТУ и запуск процедур объединения вузов.

Статистически на реорганизацию затрачивается около 1 года. На трансформацию базовых процессов в новом университете – от 2 до 3 лет.

Каковы главные отличия нового университета?

  1. Образовательные программы будут исследовательскими. Это значит, что каждая образовательная программа будет опираться на исследовательскую программу, которую реализуют в университете по приоритетным для региона научным направлениям.
  2. В образовательной программе будут предусмотрены два трека: исследовательский и технологический. Первый трек будет курироваться научным руководителем соответствующей исследовательской программы. Второй – руководителем от бизнес-партнера (потенциальным работодателем соответствующей квалификации) и научным руководителем.
  3. В каждой образовательной программе будет реализовываться набор ядерных дисциплин. Например, цифровая культура, методология научно-исследовательской деятельности, проектная деятельность, публичные коммуникации, предпринимательская деятельность, ресурсные состояния. В ходе обучения у студентов и курсантов будут сформированы 4 типа компетенций: hard, soft, self и science skills. В совокупности это обеспечит выпускникам конкурентоспособность на национальном (и мировом) рынках труда
  4. Исследовательские программы ориентируется на глобальную арктическую повестку. Проекты, входящие в программы, ориентированы на разработку новых продуктов и технологий, востребованных в ключевых для Мурманской области и Арктической зоны РФ отраслях.

Что изменится для студентов и курсантов?

Будут трансформированы базовые процессы в университете – образовательная и научно-исследовательская деятельности. Образовательные программы будут исследовательскими, т.е. каждая образовательная программа будет опираться на исследовательскую программу, реализуемую в университете по приоритетным для Мурманской области и Арктической зоны РФ научным направлениям. В образовательной программе будут предусмотрены два трека: исследовательский и технологический. Первый трек будет курироваться научным руководителем соответствующей исследовательской программы. Второй – руководителем от бизнес-партнера (потенциальным работодателем соответствующей квалификации) и научным руководителем. Также в каждой образовательной программе будет реализовываться набор ядерных дисциплин. Например, цифровая культура, методология научно-исследовательской деятельности, проектная деятельность, публичные коммуникации, предпринимательская деятельность, ресурсные состояния (аналог физкультуры). В ходе обучения у студентов и курсантов будут сформированы 4 типа компетенций: hard, soft, self и science skills. В совокупности это обеспечит выпускникам конкурентоспособность на национальном (и мировом) рынках труда, а также возможность претендовать на более высокие заработные платы и быстрый социальный лифт.

В основу исследовательской деятельности университета, в том числе студентов и курсантов, будет положен механизм реализации в университете исследовательских программ по приоритетным для региона научным направлениям. Ключевым является то, что исследовательская программа ориентируется на глобальную арктическую повестку. В университете будут реализовываться проекты, входящие в эти программы, а для студентов и курсантов будет реализована возможность участия в них. Сами проекты ориентированы на разработку новых продуктов и технологий, востребованных в ключевых для региона отраслях. В совокупности это позволит расширить список стейкхолдеров и работодателей.

Что изменится для первокурсников, поступивших в МАГУ и МГТУ в 2022 году?

С точки зрения образовательного процесса изменений не будет: все образовательные программы будут продолжаться в соответствии с утвержденными учебными планами. Это касается всех обучающихся обоих университетов, включая филиалы.

Что важно знать выпускникам МАГУ и МГТУ 2023 года?

При успешной сдаче всех экзаменов и зачетов, защите выпускных квалификационных работ все обучающиеся получат дипломы государственного образца.

Если к моменту окончания обучения процедура объединения МАГУ и МГТУ завершится, то обучающиеся получат дипломы уже нового университета.

Если к моменту окончания обучения процедура объединения МАГУ и МГТУ не завершится, то обучающиеся получат дипломы своих университетов.

Что важно знать абитуриентам, планирующим поступать в МАГУ или МГТУ в 2023 году?

Все образовательные программы, планируемые обоими университетами на приемную кампанию 2023 года, сохранятся.

Что важно знать сотрудникам вузов?

Объединение университетов приведёт к объединению ресурсов, что позволит привлечь дополнительное федеральное финансирование и обеспечить финансовую устойчивость университета. Как следствие, будет обеспечен рост доходов научно-педагогических работников, улучшение условий труда за счет обновления и модернизации материально-технического оснащения. Эффективный контракт и условия конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава и научных работников будут синхронизированы со стратегией развития нового университета.

Уже разработана организационная структура нового объединенного университета. В ней максимально сохранена целостность имеющихся в МАГУ и МГТУ структурных подразделений. Структурные подразделения с дублирующими функциями будут объединены. Это касается и ряда кафедр. При этом профессорско-преподавательский состав сохраняется в полном объеме. Количество ставок в двух вузах, «привязанное» к количеству студентов, соответствует требованию Министерства науки и высшего образования РФ: 1 преподаватель на 12 студентов. В 2023 году возможно незначительно сокращение сотрудников из числа неосновного персонала.

Новый университет станет источником востребованных кадров для региона?

Ключевая идея стратегии развития нового университета заключается в последовательном формировании в нем единого исследовательского, технологического и кадрового центра компетенций, который обеспечивает Мурманскую область и Арктическую зону РФ кадрами для экономики и ее развития на основе сетевого взаимодействия с ведущими вузами и НИИ РФ и собственных научных и технологических разработок. Создаваемый университет как центр компетенций будет специализироваться на 9-ти приоритетных для региона и Арктической зоны РФ научных и отраслевых направлениях:

  1. логистика и инфраструктура арктических территория;
  2. минеральные ресурсы Арктики и освоения арктического шельфа;
  3. природные экосистемы и техносферная безопасность Арктики;
  4. морские технологии;
  5. арктические биоресурсы и биотехнологии;
  6. климат и космическая погода;
  7. здравоохранение в Арктике;
  8. креативные индустрии и арктический туризм;
  9. инновационные педагогические технологии.

Все образовательные программы будут реализовываться в партнерстве с ключевыми стейкхолдерами в рамках реализации совместных с вузом программ развития. Уже сегодня в МАГУ реализуются совместные программы с ПАО «Фосагро» и ПАО «Норникель» в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности. Данная практика будет масштабирована на взаимодействие с другими региональными стейкхолдерами.

Сможет ли Университет войти в федеральные программы «Приоритет 2030» и «Передовые инженерные школы»?

Именно это и является одной из причин объединения университетов, так как ни один из ныне существующих не может претендовать на участие в этих программах. Более крупные университеты имеют намного больше шансов на победу в борьбе за дополнительное федеральное финансирование на развитие. Соответственно, это обеспечит финансовую устойчивость университета в дальнейшем.

Сохранит новый университет традиционную отраслевую подготовку, в том числе морское признание?

Новый университет сохранит все ключевые образовательные программы, востребованные в регионе. При этом уйдет проблема дублирования программ подготовки и размывания ресурсов за счет объединения лицензий и аккредитаций.

Морская подготовка будет осуществляться по направлениям и специальностям:

  1. Радиоэлектронные системы и комплексы;
  2. Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры;
  3. Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования;
  4. Судовождение;
  5. Эксплуатация судовых энергетических установок;
  6. Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.